Никас Сафронов рассказал в Оренбурге о творчестве, удивился арбузам и пожаловался на комаров

Главным культурным событием недели в Оренбурге, несомненно, стало открытие в музее изобразительных искусств выставки одного из ведущих российских художников Никаса Сафронова «Избранное». Эта выставка состоялась благодаря настойчивым просьбам оренбургских любителей живописи, которые хорошо запомнили предыдущую, состоявшуюся шесть лет назад. В новой экспозиции художник представил работы разных лет и разных жанров, объединенных одной темой – любовью к человеку.

На состоявшейся перед открытием выставки пресс-конференции Никас Сафронов рассказал о своих основных приоритетах в жизни и творчестве и ответил на вопросы журналистов и поклонников своего творчества.

Надо сказать, что программа пребывания Никаса Сафронова в Оренбуржье в этот день, 7 июня, была чрезвычайно насыщенной. Рано утром – прямой эфир на телевидении, потом поездка в Беляевский район, где он принял участие в открытии Крючковского сельского дома культуры, и, наконец, вернисаж в музее ИЗО. По словам министра культуры и внешних связей Оренбургской области Евгении Шевченко, несмотря на высокую занятость в столице, художник безоговорочно согласился на приезд в Оренбург после того, как его попросил об этом лично губернатор Юрий Берг.

Никас Сафронов начал пресс-конференцию со слов благодарности в адрес всего Оренбуржья.

— Приятно, приехав через шесть лет, видеть у руля те же лица. Почти вся команда сохранилась. Это очень радует. Поверьте, в некоторых регионах за этот период сменились по два губернатора, а у вас – прекрасная стабильность. Жители вашего края должны быть счастливы от того, что им руководит такой человек, как Юрий Александрович Берг, потому что в его человеческой программе заложено делать добрые дела. На сегодняшнем открытии дома культуры в маленьком селе Крючковка я в который раз убедился в том, что у культуры нет малых дел, все, что делается во имя культуры – стократ воздастся в будущем, потому что именно культура есть основа общества.

На вопрос, что помимо выставки соединит его с Оренбуржьем во время данного визита, художник ответил, что есть еще один важный фактор, о котором нельзя не сказать.

— Радостно, что у вас наметилась хорошая тенденция – не просто вспоминать выдающихся деятелей культуры и искусства, связанных с вашим краем, но и увековечивать их память. Я имею в виду великого русского художника Филиппа Малявина, который родом из вашего региона. Директор музея Юрий Эдуардович Комлев пожаловался мне, что память-то о художнике увековечили, а вот картин его в музее нет. На различных аукционах Малявин стоит огромных денег, которых в области нет, но без его творений картина творчества гения Серебряного века будет неполной. И я решил передать в оренбургский музей картину Малявина, которую обменял на одно из своих полотен. Думаю, что именно в вашем музее ей будет достойное место.

Художник в своем выступлении неоднократно подчеркивал, что Оренбуржье – это подлинный кладезь культуры, который явно недооценен.

 — Одно только такое явление, как Владимир Даль, может составить славу любому региону. То, что он сделал для формирования российской лексикологии – бесценно. В любой стране ему бы не только ставили памятники, но проводили бы фестивали, конкурсы, праздники российской словесности. Думаю, что в вашей области, с которой имя Даля тесно связано, еще предстоит грандиозная работа по увековечиванию памяти этого человека. И я не сомневаюсь, что та особая энергетика, которая подпитывает жизнь Оренбуржья, не дает ей скатиться в рутину тусклой обыденности, позволит Оренбургской области стать культурным регионом № 1 в России. У вас есть свой уникальный бренд – пуховый платок. Я прилетел рано утром, было очень холодно, и Юрий Комлев сразу преподнес мне подарок – красивый платок, который меня согрел. Но я решил, что не оставлю его себе, а повезу в Венецию, где всем расскажу об этой необычной красоте, которую творят руки оренбургских пуховниц. Надеюсь, что нам удастся договориться о том, что эту красоту увидят жители самого красивого города Европы.

— Еще для меня стало открытием, что именно у вас в области выращивают самые вкусные и сладкие арбузы. Мы-то привыкли считать, что они растут в Астрахани! Это ведь тоже огромное достижение ваших тружеников сельского хозяйства, надо громко заявлять об этом! И еще раз скажу, что, несмотря на то, что жизнь у народа сейчас не очень располагает к оптимизму, жизнь в вашей области – это настоящий рай. Поверьте мне, я часто езжу по стране, и с полной уверенностью скажу, что мало какой регион может с вами сравниться. Правда, комары у вас – как осы, жалят, не жалея никого. Но это – временное явление, надеюсь.

На вопрос, в каком образе вы представляете современный  мир, что для вас является приоритетом в живописи, художник ответил просто – каждый художник должен писать о любви, это главное.

Далее, во время торжественного открытия выставки Никас Сафронов в который раз подтвердил свою искреннюю любовь к Оренбуржью и пообещал, что выставки его картин в ближайшем будущем совершат путешествие по городам и районам области. Губернатор Юрий Берг тепло поблагодарил художника за его подвижнический труд и пожелал ему дальнейших творческих удач.

Кроме того, со словами благодарности к Никасу Сафронову обратились многие оренбуржцы, причем они не просто благодарили его за минуты радости, но и дарили подарки – фотографии так потрясшей художника оренбургской степи, изделия народных мастеров, книги и альбомы.

Выставка действительно производит впечатление избранных страниц из жизни художника. Мы видим там искусно выполненные портреты знаменитостей, где Ефим Шифрин и Филипп Киркоров мирно соседствуют с Бельмондо и Джорджем Клуни, ангелы летают над головами людей, очевидно неся им весть о скором окончании невзгод и наступлении всеобщего благоденствия. В каждом полотне художника есть какая-то придумка, как сейчас говорят «фишка», и она всегда оригинальна. Техника исполнения безукоризненна, что говорит о том, что мастерство Сафронова-живописца не стоит на месте, а совершенствуется.

Единственное, о чем бы хотелось сказать, так это о том, что там не было картины, от которой замирало бы сердце, у которой хотелось стоять часами и рассматривать её  снова и снова.  Так происходило у меня с полотнами импрессионистов – на  «Руанский собор» К. Моне или «Бульвар Монмартр» К. Писсаро можно смотреть бесконечно, и, отойдя на минуту, вернуться вновь, чтобы разглядеть то, что не разглядела. Не нравятся импрессионисты? Так вот вам пример русской реалистической школы – Алексей Саврасов «Грачи прилетели». Эту картину все жители нашей страны знали, ибо она вошла в учебники, копии её висели в заводских столовых и школах; на неё уже не обращали внимания – так она намозолила глаза, но, нет, каждый раз, глядя на этот убогий, на первый взгляд пейзаж (тающий снег, голые еще деревья, усеянные черными птицами, на заднем плане полуразвалившаяся часовня), слезы подступают к глазам, и хочется смотреть на неё, не отрываясь. Это есть истинное чувство, именуемое любовью к Родине, именно это, а вовсе не патриотические плакаты и лозунги, коими пестрят фильмы (книги, картины, спектакли) большого количества российских мастеров.

Но, что есть любовь, в данном случае —  это уже вопрос философский. Не каждый на него ответит, а если и ответит, то не всегда скажет правду.